вторник, 22 декабря 2020 г.

Музеи онлайн. На какие экскурсии «сводить» учеников?

В докарантинную эпоху мы прописывали в планах на каникулы посещения музеев, театров и выставок. Но теперь офлайн-мероприятия — не самое лучшее решение. Театральные постановки с экранов компьютеров, как показывает практика, не увлекают младших школьников — не та атмосфера. А вот виртуальный мир экскурсий — наоборот. Хорошая идея уроков для предновогоднего периода — виртуальная экскурсия по музеям. Занятия в таком формате помогут ребятам получить новые знания, расширить кругозор и получить впечатления. Когда и как можно внедрять экскурсии в программу и какими заданиями подкреплять?

Сегодня музеи расширили разделы с онлайн-активностями: учителям есть из чего выбирать. Мы подготовили наиболее актуальные виртуальные экскурсии по музеям и уроки для младших школьников, а также  варианты заданий и игр на уроках в начальной школе до и после экскурсий. 

Дарвиновский музей

В разделе «Онлайн» есть ряд интересных видео-экскурсий и лекций. Совсем короткие для первоклассников («Почему у змеи раздвоенный язык») и более основательные для детей постарше. Дарвиновский музей также даёт доступ к видео с различными коллекциями: от бабочек до динозавров.

Что делать после экскурсии в Дарвиновский музей?

После экскурсии в Дарвиновский музей можно провести в классе или онлайн викторину по теме, или поиграть в интеллектуальное лото (игрок закрывает поле фишкой или бочонком, когда правильно отвечает на вопрос).

Пушкинский музей 

Предлагает в качестве идеи урока посетить виртуальные лекции или экскурсии для детей. Например, «Звёздное небо и мифы Древней Греции» или виртуальная экскурсия в игровой форме «Во дворце французского короля». Также есть целый список онлайн-туров по отдельным экспозициям и выставкам.

Что делать после экскурсии в Пушкинский музей?

Попросите учеников нарисовать картину, основанную на их впечатлениях от увиденного. Или написать короткое сочинение «Что мне запомнилось после экскурсии?»

Музей музыки

На сайте можно выбрать любую из предложенных виртуальных экскурсий по музеям Шаляпина, Чайковского, Прокофьева. Дети во время урока смогут прочувствовать атмосферу творчества, увидеть, как жили известные композиторы.  

Что делать после экскурсии в Музей музыки?

Ребята могут нарисовать понравившийся музыкальный инструмент. А учитель — провести конкурс на самую интересную загадку о композиторе. 

Музей космонавтики 

В разделе «Музей ONLINE» доступна целая серия онлайн-уроков, в которых интересные факты и истории о космосе интегрированы в образовательную программу в школе. 

Что делать после экскурсии в Музей космонавтики?

Не нужно придумывать новые идеи уроков. Яндекс.Учебник уже все сделал за вас. 150 заданий ждут своих учеников в цикле заданий по русскому языку и математике «Просто космос!»  — его можно найти в тематических подборках 1-5 классов. С помощью подборок школьники смогут не только получить новые знания, но применить и отработать их на уроке. Это позволит лучше запомнить материал. Чтобы выдать ученикам задания, в Яндекс.Учебнике нужно зарегистрироваться. 

Московский планетарий

Предоставил ученикам начальной школы доступ к видео-урокам «Сказки звёздного неба». Ребята познакомятся с мифами о небе, созвездиями, звёздным глобусом и звёздным атласом.

Что делать после экскурсии в Московский планетарий?

В качестве практического задания детям можно предложить нарисовать созвездие, придумать к нему свой миф или проиллюстрировать уже известный. А еще провести мини-игру в формате «Что? Где? Когда?» по вопросам уроков. Игры на уроках в начальной школе всегда дают хороший результат.

Исторический музей 

В онлайн-программах есть интересные экскурсии для детей от 7 лет. Занимательные истории про Древнюю Русь, каменный век и Петра I, предметы обихода в разные эпохи и даже наскальную живопись.

Что делать после экскурсии в Исторический музей?

Дети с удовольствием займутся созданием своей выставки наскальных рисунков или самостоятельно сделают мини-версию ткацкого станка.

alt

Как подготовить школьников к онлайн-экскурсии

Любой поход в музей может восприниматься детьми по-разному. И это во многом зависит от подачи и идеи уроков.

Давайте попробуем поставить себя на место ученика. Представьте, вы  — Маша из 2 «Б» или Петя из 3 «А». Сегодня вы написали тест по предмету «Окружающий мир»  и сделали три упражнения в тетради по русскому языку. Урок идет за уроком, ничего необычного, уже хочется погулять с друзьями и посмотреть долгожданный мультик в выходные. Но тут учитель говорит: 

«На выходных вы должны посетить Исторический музей онлайн. В понедельник мы проведем викторину». Маша и Петя справедливо расстраиваются: ведь только отмучились, то есть отучились, а все планы рухнули.

Теперь представьте, что на уроке математики вам дали задачу: посчитать копья у древних людей из племени «МатеМати». После завтрака вы придумывали имена для вождей племени, а на технологии сделали гравюру из фольги. Потом вам показали презентацию о повседневной жизни в VIII веке и дали заполнить табличку. Интересно, но не во всех ячейках удалось вписать ответы. «Светлана Владимировна, а как нам узнать о том, из какой посуды ели наши предки?» Тут Светлана Владимировна, как Василиса Премудрая, достает из рукава самое лучшее домашнее задание. То, которое ученики сами захотели. Виртуальные экскурсии по музеям.

Варианты заданий/активностей на уроке до экскурсии:

► Прочитать короткую историю по теме.

► Составить диалог с использованием слов по теме экскурсии.

► Дать математические задачи с использованием атрибутов экскурсии. Например, посчитать копья у древних людей.

► Заполнить таблицу. Например, «Животные России». Те пункты, которые не знают — пропускают. Заполняют после экскурсии.

► Прослушать музыку композиторов.

► Посмотреть подборку фотографий.

Как помочь школьникам закрепить новую информацию

Конечно, можно задать несколько вопросов о музее или попросить написать короткое сочинение. Но младшие школьники ещё не умеют концентрировать своё внимание в течение долгого времени, поэтому такие задания могут поставить их в тупик. А вот игры на уроках в начальной школе — наоборот, подогреют интерес и закрепят информацию и на интеллектуальном, и на эмоциональном уровне.

Варианты заданий/активностей на уроке после экскурсии:

► Игры. Лото, «Что? Где? Когда?», «Своя Игра», «Самый Умный».

► Квизы и викторины.

► Заполнить таблицы, схемы. Мы подготовили универсальную анкету, которую можно распечатать и раздать детям для заполнения. 

► Нарисовать рисунок, иллюстрацию.

► Составить дневник наблюдений. 

alt

Знаменитый советский педагог Василий Сухомлинский сказал: «Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого слова. Здесь всё главное — и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе». Так давайте не упустим ни одного лепестка и дадим детям максимум из того, что можем. Главное — не бояться пробовать новое и неизведанное. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий