вторник, 10 декабря 2013 г.

7 глобальных тенденций он-лайн образования в наступающем 2014 году: резюме мировых экспертов

Из Дневник.ру от 6.12.2013 (автор статьи Ольга Викторовна Новосёлова)
Сегодня каждого из участников образовательного процесса – будь то учитель, ученик или родитель, – волнует будущее он-лайн образования, которое стремительно набирает обороты по всему миру, а теперь и в России. Лучшие эксперты и специалисты сферы уже озвучили свои прогнозы на этот счет. Из большого количества мнений можно выделить несколько основных пунктов, которые затрагивают глобальные вопросы повышения качества образования за счет современных технологий. Ими мы спешим поделиться с вами, уважаемые пользователи Дневник.ру. За основу статьи был взят англоязычный оригинал «What can you expect in 2013» за авторством Кэролайн Эйви, директора инновационных решений в области обучения всемирно известной компании Xerox. Мы переработали материал в соответствии с тем, как он перекликается с реалиями в России. Надеемся, что предложенная информация будет вам полезна. Приятного чтения!

Дневник.ру: 7 глобальных тенденций развития он-лайн образования в 2013 году
..............................................................................................................................................
1. Мобильность и планшеты
..............................................................................................................................................
В условиях мобильности обучение перестает быть автономным процессом, который происходит только в школьные часы в рамках школьных кабинетов. Теперь уроки могут эффективно осуществляться в любом месте и в любое время. Мобильности образовательного процесса способствует использование таких устройств, как: ноутбуки, планшеты (планшетные компьютеры) и смартфоны (мобильные телефоны с встроенной операционной системой). В настоящее время наблюдается бум популярности планшетных компьютеров: это и понятно, ведь они совмещают в себе мощность обычного компьютера и мобильность, связанную с компактными размерами устройства. Планшеты без труда объединяют игры, работу и процесс обучения.
 «В этом или максимум в следующем году планшеты изменят наш привычный мир обучения и развития, предоставив одну платформу для использования и на работе, и в дороге. В любое время и в любом месте они позволяют достигать образовательные цели и улучшать производительность», – комментирует Крис Харди, директор Центра глобального обучения и технологий Университета подготовки специалистов по военным закупкам при Минобороны США  (Defense Acquisition University).
Дневник.ру учитывает эту тенденцию и проводит в ряде регионов России эксперимент: в школы поставляются планшетные компьютеры с предустановленной на них мобильной версией электронного журнала. Эксперимент призван содействовать комфортному переходу на безбумажный документооборот, повышению оперативности и прозрачности образовательного процесса. За ходом предложенного Дневник.ру эксперимента внимательно следят специалисты органов управления образованием, принимая непосредственное участие в его реализации.
 «В Тамбовском кадетском корпусе полностью отказались от ведения бумажных журналов и дневников учащихся с начала этого учебного года. В качестве архивного хранения было решено распечатывать бумажную версию журнала в конце каждого учебного периода. Пробные журналы распечатали в конце сентября - все получилось. Бумажная версия журнала формируется в конце учебного года из электронной, сшивается, подписывается директором и в таком виде хранится в течении 75 лет. Электронные копии тоже хранятся на внешних носителях», – комментирует Татьяна Сергеевна Кашковская из Томской области.
Уже сегодня можно говорить о первых положительных результатах эксперимента по отмене бумажного журнала. Наиболее активным регионом, принимающим участие в программе, является Астраханская область. Статистика, полученная в ходе обратной связи с участниками эксперимента, гласит:
  • Экономия бумажных носителей информации в классе/школе составила: в классе – 72%, в школе – 60 %;
  • Экономия времени учителя на ведение отчётности – 55 %;
  • Улучшение посещаемости (уровень сокращения прогулов) –30%;
Отношение учителей к проекту в регионах, задействованных в эксперименте, в целом положительное – 89% (преподавателям не приходится вести двойную работу по выставлению оценок в журнал).
..............................................................................................................................................
2. Использование приложений и геймификация
..............................................................................................................................................
Игрофикация (геймификация, от английского gamificationгеймизация) – подход к образованию, который призван повышать вовлеченность в решение прикладных задач за счет игровых технологий.
Основные аспекты игрофикации:
  • динамика — использование сценариев, требующих внимание пользователя и реакцию в реальном времени;
  • механика — использование сценарных элементов, таких как: виртуальные награды, статусы, очки, виртуальные товары;
  • эстетика — создание общего игрового впечатления, способствующего эмоциональной вовлечённости;
  • социальное взаимодействие — широкий спектр техник, обеспечивающих межпользовательское взаимодействие, характерное для игр.
Например, образовательный партнер Дневник.ру – он-лайн сервис по изучению английского языка LinguaLeo – использует игровые и интерактивные элементы для повышения эффективности процесса обучения. Для пользователей доступны различные уровни сложности, интересные и качественные материалы, словари, песни и даже анекдоты (знаменитый английский юмор). На сегодняшний день это один из самых популярных интерактивных сервисов, обладатель престижной премии технологического блога The Next Web. Сервисом пользуются уже более 3 миллионов человек.
Согласно ABI Research (компания-лидер рынка исследований в сфере высоких и мобильных технологий), 36 миллиардов интерактивных приложений было загружено в 2012 году и еще 136 миллиардов будут скачаны к 2017 году.
Т.к. приложения создаются для обеспечения доступа к контенту и различной информации, у них есть потенциал быть использованными в образовательных целях. Это достижимо при условии, что учитель, отвечающий за обучение, может определить, как наилучшим образом использовать функционал приложений для обеспечения развития учеников.
Наиболее популярные приложения ориентированы на конкретный контент, будь то сыграть в игру или решить головоломку. Однако довольно часто контент является динамическим, причем изменения привязаны к ситуации, и пользователи могут добавлять собственный контент. Всё это повышает вовлеченность учеников в процесс обучения, создает ощущение причастности и положительно влияет на эффект от обучения.
В Дневник.ру доступны образовательные приложения как по основным предметам школьной программы, так и приложения, развивающие творческие способности учеников. Выбрать подходящее можно по ссылке (Библиотека --> Приложения).
Также при активной поддержке Дневник.ру и непосредственно в самой сети регулярно проводятся образовательные конкурсы с ценными призами за участие и победу. Например, «Урок безопасного интернета» (более 85 тысяч участников), «Школьный патент – шаг в будущее» (укрепление знаний об интеллектуальной собственности), «Англомания – всероссийский конкурс перевода» (приз за победу – 2 недели обучения в одной из лучших языковых школ Великобритании), «Живая классика» (конкурс юных чтецов при поддержке Министерства культуры, знаменитых писателей и телеведущих), «Урок 21 века» (конкурс Министерства науки и образования в Дневник.ру) и т.д.
..............................................................................................................................................
3. Переход от иллюстраций к видео
..............................................................................................................................................
Видео – это мощное средство обучения, т.к. представляет собой визуально привлекательный материал, легкий в потреблении, короткий по продолжительности, но, тем не менее, богатый с точки зрения контента. Согласно Индексу визуальных сетевых технологий Cisco за 2011 год каждую минуту на YouTube загружается 78 часов нового видеоконтента. По оценкам Cisco, половина всего интернет-контента представлено в виде видео, причем его доля увеличится до 90% в течение ближайших нескольких лет. Это особенно актуально ввиду того, что у людей любого возраста есть опыт потребления информации через видео.
Тенденция использования видео будет продолжаться и в 2014 году, так как оно встраивается в веб-курсы, привязанные к базам данных обучения, появляется на самостоятельно созданных сайтах на YouTube, в образовательных сетях с поддержкой видео. В Центре образовательных приложений Дневник.ру (раздел «Видеотека») хранятся и добавляются тысячи полезных видеороликов – в том числе, созданных самими пользователями. В образовательной сети также есть официальное представительство компании Microsoft, где пользователям доступны обучающие видео для повышения компьютерной грамотности.
..............................................................................................................................................
4. Планирование комбинированного обучения
..............................................................................................................................................
За последнее десятилетие комбинированное обучение стало горячей темой обсуждений – это вызвано тем, что сила комбинирования он-лайн обучения с практическими семинарами уже доказана. Например, многие крупные организации для развития своих сотрудников применяют серии обучающих занятий, построенных на такой модели. В соответствии с этой микро-моделью обучения предлагается вводить контент (материалы) и организовывать деятельность в более короткие отрезки времени. Такая модель называется «FIR-модель». Модель включает в себя фундаментальное  обучение (F), погружение (I) и закрепляющее обучение (R). В Дневник.ру такую модель отлично демонстрирует формат обучения с помощью вебинаров (сервис видеоконференций), запись которых становится доступна участникам сразу после окончания он-лайн трансляции.
Фундаментальное обучение (F) состоит из коротких модулей, которые вводят понятия, процессы, оговаривают политику и методы. Этот тип обучения обычно включает в себя модели дистанционной передачи данных, например, через интернет сервисы. Еще одним примером могут послужить веб-трансляции, используемые для обсуждения идей и общения с экспертами. Например, преподаватель организует во время карантина дистанционный урок в Дневник.ру, где раскрывает тему урока, используя богатые возможности сервиса: презентации, демонстрацию рабочего стола, интерактивную доску, чат.
Этап погружений (I) заключается в применении обучающимися освоенного материала. Для данного вида обучения часто используются классные занятия-практикумы и дискуссии. В качестве альтернативного образовательного процесса приводятся виртуальные учебные лаборатории, виртуальные тестирования. Например, после окончания вебинара преподаватель создает для учеников проверочный тест, чтобы оценить степень усвояемости пройденного материала. Ученик может в удобное для него время пересмотреть запись урока столько раз, сколько ему потребуется для полного понимания, и затем с уверенностью пройти виртуальную «контрольную работу».
Закрепляющее обучение (R) может включать в себя пример работы какого-либо ученика из класса, который выложил её в раздел «Файлы» на странице класса. Пользователям Дневник.ру доступны функции социальной сети: общение, комментарии, форумы, группы, объявления. Совместное с учителем обсуждение опыта одноклассников помогает всему классу на практике разобрать трудности, которые могут возникать в ходе выполнения заданий.
..............................................................................................................................................
5. Тиражирование личного опыта и аккумуляция общего
..............................................................................................................................................
По статистике, список специальностей, наиболее востребованных у выпускников школ, меняется приблизительно раз в несколько лет. Учитывая этот факт, а также то, что обучающиеся со временем тоже меняются, преподавателям необходимо разрабатывать стратегии обучения, исходя из потребностей школьников нового поколения, представителей разных национальностей и культур.
В связи с географической рассредоточенностью школ России и, в то же время, необходимостью совместного накопления опыта педагогического сообщества страны  нужно, чтобы в процессе обучения создавалась глобальная информационно-образовательная среда. Методические и дидактические наработки, советы коллегам, обмен опытом, организация профильных конференций, семинаров, круглых столов – все это доступно учителям на страницах Дневник.ру.
Таким образом, преподаватели из разных концов страны могут совместно в режиме реального времени создавать обучающие модули, из которых можно строить различные образовательные программы – как в рамках учебного курса, так и на факультативных занятиях.
В наше время необходимо максимально использовать авторские инструментальные средства и технологии, которые увеличивают гибкость в управлении контентом – такие, как веб-трансляции, видео-средства обучения, использование планшетных компьютеров и др.
..............................................................................................................................................
6. Содействие совместному обучению
..............................................................................................................................................
Благодаря стремительному развитию социальных сетей люди могут общаться друг с другом в любой момент в режиме реального времени. Эти инструменты вносят изменения в методы обучения – как взрослых, так и детей. Forrester Research (независимая американская технологическая и исследовательская компания с 30-летним опытом) сообщает, что представители поколения Миллениум хотели бы учиться друг у друга, участвовать в обсуждениях на страницах сетей и получать ответы на интересующие их вопросы от своих коллег.
В настоящий момент в России существует несколько барьеров, которые препятствуют стремительному росту популярности подобных моделей обучения. Основной барьер, который выделяют специалисты – потеря культуры обучения, которая сегодня представлена в России не совсем так, как это нужно для развития и электронного обучения, и мобильного, и открытого.
Многие аналитики и специалисты в области образования стали задаваться вопросом, имеет ли смысл выкладывать все материалы учебного заведения в открытый доступ в сеть. Чуть более 10 лет опыта (начиная с 2000 года) показали, что нет. Скорее наоборот: изучая материалы онлайн, потенциальные студенты качественно используют их высокий уровень и готовы обучаться, вместе с преподавателем и группой работать над интересующей темой более глубоко и системно.
В данной проекции совместное развитие учеников может проявляться в обучении посредством участия в дискуссиях, выполнения домашних заданий и размещения результатов в общем доступе («Файлы», «Медиатека») или участия в обучающих играх онлайн (Образовательные приложения, конкурсы). Совместное обучение может также принимать форму общения в неформальных группах («Группы», «Сети»).
Кроме того, ранее мы публиковали статью «33 способа использования социальных сетей для совершенствования образовательного процесса», где можно найти много полезной информации о возможностях совместного обучения.
..............................................................................................................................................
7. Обучение в классе не исчезнет
..............................................................................................................................................
Сегодня обучение в классах – то есть основная механика образовательного процесса в школе – по-прежнему считается мощным инструментом. Тем не менее, инновационная стратегия развития образования заключается в реализации обучения в виртуальном формате и его закреплении в классе для отработки умений и знаний, проведения обсуждений, прямой коммуникации «учитель-ученик».
Комбинированный подход, сочетающий обучение в классе и дистанционное обучение, позволяет углубить знания обучаемого через фундаментальное (дистанционный подход) обучение, погружение (работа в классе) и закрепляющее (дистанционный подход) обучение. Моделируя ситуации, можно мотивировать обучающегося работать в команде и решать многочисленные сложные проблемы, тем самым позволив ему продемонстрировать полученные навыки и проявить личностные качества.
Сегодня роль учителя не ограничивается донесением определенного объема информации до учеников – его роль заключается в изменении самого представления школьников об обучении. Инновационность взглядов на процесс образования подразумевает, что обучение – это часть уравнения:
«РАЗВИТИЕ = материалы и наработки +
индивидуальный подход и наставничество +
консультации с экспертами +
обсуждение с коллегами и учениками».
Например, руководитель подразделения глобального обучения в компании Xerox Джон Лейтнер говорит, что его организация процесса обучения «сконцентрирована на переходе от простого тренинга к изучающему обучению и объединении нового типа обучения с работой через персонализацию и мобильную поддержку».
Глобальность преобразований, которые происходят в современной российской системе образования, сравнимы с глобальностью самой эпохи электронного обучения, которая заняла лидирующие позиции примерно с 2000 года и прочно удерживает их по сей день. Быть во главе этих преобразований и активно участвовать в их свершении  – первоочередная задача прогрессивного педагогического состава страны.  
Дневник.ру содействует комфортному восприятию преобразований в сфере информатизации школ, оказывая регулярную методическую и техническую поддержку пользователям проекта. Нам очень важно знать, как проходит процесс информатизации лично в вашем учебном заведении – приглашаем вас к обсуждению!

Комментариев нет:

Отправить комментарий