понедельник, 11 августа 2014 г.

Электронные учебники и мотивирующая образовательная среда: комментарии экспертов

6 Авг 2014
Источник: Education-Events.ru
Внедрение электронных учебников и использование интерактивных технологий в школьном образовании обсудили эксперты 29 июля на Круглом столе в МИА «Россия сегодня». Артем Соловейчик (издательство «Просвещение») и Антон Шульженко (Microsoft) ответили на вопросы Education-events.ru. С 1 января 2015г. все школьные учебники в России должны будут иметь электронную версию – это обязательное условие для включения в федеральный перечень учебников.


По мнению Павла Стеллиферовского, директора департамента учебной литературы  издательства «АСТ», в настоящий момент школы в целом не готовы к использованию электронных учебников: ни организационно, ни технически, ни психологически.
Издательства также сталкиваются с рядом сложностей при разработке электронных учебников. Очень много вопросов связано с авторским правом и различными юридическими аспектами распространения цифрового контента. К тому же, создание полноценного электронного учебника является достаточно дорогим. Павел Стеллиферовский привел цифру – 400 тыс. руб. на разработку одного учебника.
Светлана Авдеева, заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров, отметила отсутствие полноценных электронных учебников в российских школах. Сейчас используются электронные образовательные ресурсы, обучающее ПО, средства поддержки организации процесса…  При этом, несмотря на зачастую низкое качество контента, интерактивности и мультимедийности, заинтересованные учителя «готовы творить чудеса». И уже можно формировать банк педагогического опыта на основе практик преподавателей школ семи регионов России, принявших участие в проекте по апробации электронных учебников (с 2011г.).
Артем Соловейчик, вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение», сделал акцент на создании мотивирующей образовательной среды:
«В своих исследованиях мы пришли к выводу, что существенным свойством современной образовательной среды является ее мотивирующая составляющая. Для учеников это очевидно. А работа с электронным учебником – большая проблема для учителей всего мира. И в нашей стране тоже.
Большой опыт коммуникации с учителями показывает, что сегодня в среднем по стране личную электронную почту имею лишь 30% учителей. И учителю еще предстоит поверить в эффективность новых подходов. Электронный учебник ни в коем случае не должен быть вместо учителя, не должен вытеснять учителя.
«Учебник, а не самоучитель» – лозунг нашего подхода. Школе нужно средство, которое поможет сделать взаимодействие учителя и ребенка эффективным, позволит построить в школе Мотивирующую образовательную среду. Именно такое название и получил совместный проект издательства «Просвещение» и Правительства Москвы, в рамках которого сегодня создаются и апробируются современные электронные учебники».
По мнению Михаила Бородина, генерального директора ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний», важным является вопрос целесообразности использования инструмента или технологии: например, как именно будут учителя задействовать учебники на уроке в классе? В требованиях к электронным учебникам нужно предусмотреть все возможные «развилки».
Эксперты подчеркнули необходимость сохранить две формы учебников, чтобы и учителя, и сами школьники могли выбирать, как и когда использовать на уроке или вне школы электронный учебник и его бумажный вариант.
В целом, сейчас возникает очень много неожиданных трудностей у школ, издательств и экспертного сообщества, рецензирующего учебную литературу. Но внедрение технологий в образовательный процесс любых учебных заведений является необратимым, и поиск ответов на вопросы все участники процесса – министерство, издательства, IT-компании, администрация и учителя школ – должны быть готовы вести совместно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий